Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих

Ян Амос Коменский про формирование нравственности у детей

Ян Амос Коменский про формирование нравственности у детей

Чешский педагог призывал родителей проводить с детьми целенаправленную воспитательную работу, чтобы сначала их приучить "к благочестию", затем вооружить основами человеческой нравственности и только после этого дать им научные знания.
Я. А. Коменский писал, что каждый народ является великим педагогом, носителем таких необходимых для любого человека качеств, как рассудительность, терпение, осторожность, правдивость, приветливость, храбрость, трудолюбие, остроумие, мужество, высокая нравственность. Вся деятельность человека, считал ученый, должна быть направлена на то, чтобы изучать народную мудрость, "которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными". Основой же нравственности, считал он, является труд, ибо "благородные умы питаются трудом".
Заботясь о подготовке достойной смены, он разработал для воспитателей 16 правил искусства развивать нравственность, пронизанные духом народной педагогики:
1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
2. Из этих добродетелей ведущими являются: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3. Мудрость юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.
4. Человек во всем должен соблюдать умеренность: в пище и питье, во сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании.
5. Учить юношей мужеству, чтобы они преодолевали самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре, обуздывая нетерпеливость, ропот, гнев; выработать у них привычку поступать во всем обдуманно.
6. Учить ребят справедливости, никогда никого не оскорблять, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность.
7. Быть мужественным, благородным и выносливым в труде.
8. Быть искренним с людьми и исполнительным.
9. Прививать детям и подросткам трудовые навыки; они должны постоянно заниматься каким-либо серьезным или занимательным трудом.
10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность с желанием услужить другим.
11. Развитие добродетелей в детях необходимо начинать с раннего возраста.
12. Добродетелям нужно учить ребят на положительных примерах старших.
13. В первую очередь образцами в поведении для детей, примером порядочной жизни, высокой нравственности должны быть их родители.
14. Примеры для подрастающего поколения нужно сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15. Тщательно оберегать детей от сообщества испорченных людей, так как природа зла распространяется легче и держится упорнее.
16. Для противодействия дурным нравам необходима дисциплина.
Вклад Я. А. Коменского в развитие народной педагогики неоценим. Он теоретически обосновал и развил принцип народного воспитания; в его трудах рельефно прослеживается веками накопленный педагогический опыт, народные идеи и опыт воспитания. Опираясь на прогрессивные традиции, чешский просветитель создал оригинальную дидактику, оказал значительное влияние на последующее развитие педагогики не только в своей родине, по и во многих других странах, в том числе в России.