Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих

14 ноября 2013 года педагоги гимназии приняли участие в научно-практической конференции посвященной 1025-летию Крещения Руси

Власова Т.П., Шувалова О.А.

учителя начальных классов НОУ Городенская Православная гимназия

 

«В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодёжь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье»

 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

О религиозном воспитании детей школьного возраста.

Тема работы имеет в настоящее время важное значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Эти вопросы важны в условиях падения морали в обществе, возникающих межнациональных конфликтах, одной из причин которых является невежество людей в вопросах религиозной культуры.

Св. Дмитрий Ростовский говорил: «Юнаго отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, - доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней. Так и дитя: каким родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам - богоугодным или богобоязненным, к ангельским или бесовским – приучат его, с таким оно и будет жить». [3]

Если ехать из Твери в сторону Москвы, то в начале Конаковского района вы увидите купола храма Рождества Пресвятой Богородицы, что находится в Городне, а рядом с храмом стоит здание Городенской Православной гимназии, которой немногим более 10 лет.

Православная гимназия была открыта в декабре 2002 года на базе церковно-приходской школы. Возведена она за полтора года на благотворительные средства фондов, банков, бизнесменов и просто состоятельных людей, пожелавших принять участие в этом благом деле. Возглавляет гимназию протоиерей Злобин Алексей Андреевич. Организует и направляет учебный процесс заместитель директора, иерей Сенченко Антон Иванович

В гимназию приходят дети из воцерковлёных семей, но не только. Приоритетным правом при поступлении в гимназию пользуются ребята из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, которые проживают в ряде населённых пунктов Конаковского района: в Городне, Кошелёво, Игуменке, Редкино, Радченко, Мелково. Автобусы гимназии бесплатно привозят и увозят учащихся. Классы у нас небольшие по площади, и поэтому в каждом классе не более 14 человек. В 2013-2014 учебном году здесь учатся 133 ученика, из них 53 обучаются в начальной школе.

Все учащиеся бесплатно обеспечиваются комплектом учебников в соответствии с Федеральным перечнем. Библиотека оснащена современными книгами, энциклопедиями, православной литературой.

За счёт средств учредителей организовано бесплатное двухразовое питание (завтрак и обед). Каждая трапеза по устоявшейся гимназической традиции предваряется и заканчивается общей молитвой.

Учебный процесс в гимназии выстраивается на основе Базисного учебного плана РФ. Преподаваемые дисциплины поделены на два цикла: общеобразовательные и конфессиональные.

На первой ступени обучения (система 1-4) реализуется учебно-методический комплекс «Школа России».

В учебный план гимназии в качестве школьного компонента со 2 класса вводятся английский язык, Закон Божий, церковнославянский язык, с 4 по 7 классы – Основы православной культуры, с 5 по 7 классы – церковное пение.

В 8-9 классах – Священное писание Ветхого Завета и Нового Завета, в 10 классе – История Русской Православной Церкви, в 11 классе вводится изучение предмета Основы Православной этики.

Наилучшее содействие обучению дисциплинам конфессионального цикла оказывает непосредственное участие детей в церковных службах. Каждая служба – это тоже урок, священный урок, который освящает и запечатлевает в душе ребёнка знания, полученные на занятиях по Закону Божьему.  

Жизнь меняется. Десятилетиями существовавшая атеистическая точка зрения в школе, семье, обществе, привела к тому, что вопросы об отношении к Богу, людям, самому себе, приобрели неправильное, искаженное понятие. В девяностые годы народ массово пошел в храмы. Крестятся и старые и малые, читают духовную литературу, соблюдают пост. Религия все глубже проникает в сферу воспитания детей. Одной из особенностей времени является то, что в Церковь сегодня приходят родители и дети одновременно. Но не всегда одинаковый духовный возраст людей разных поколений позволяет родителям стать для своих детей опорой в вере. Дети не получают прочных навыков духовно-нравственного воспитания, особенно в раннем школьном (а тем более и в дошкольном) возрасте, когда идет формирование основ характера человека. Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от морального падения. Происходит это оттого, что нет главного – иной цели в жизни, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами. Беда в том, что взрослые забывают о душе ребенка, не говорят об истинной роли человека на Земле, не дают правильного представления о мироздании, не знакомят со сведениями о существовании Божественных сил. Родители часто склонны преподносить религиозные наставления, не стремясь увязать их с тем, что ребенок познает и воспринимает в обыденной жизни. Это ослабляет ощущение реальности Бога.

В Городенскую Православную гимназию приходят учиться дети разных национальностей (русские, украинцы, цыгане, татары, азербайджанцы, армяне), но у всех учащихся одно вероисповедание – православное. Мы понимаем, что не только ребёнок идёт в школу, но и школа входит в жизнь ребёнка. Школа не должна разрушать идеалы и ценности, обретённые детьми в семье. Выбор религии личное дело каждого. Мы работаем с младшими школьниками, и выбор религии у детей зачастую зависит от родителей, т.к. дети ещё не могут сделать его сами. Задача учителя заключается в разъяснении христианских принципов и норм поведения, в помощи детям и родителям правильно вести работу по религиозному воспитанию.

Младший школьник начинает осознавать окружающий мир с овладения информацией и знакомства с существующими нормами поведения. В этом возрасте нет еще своего мировоззрения, не сформированы духовно-нравственные навыки, которые смогли бы уберечь детей от дурных поступков. К тому же, в мире много зла и соблазнов, поэтому дурные поступки, гораздо быстрее добрых, входят в привычку, и бороться с ними трудно. Вот почему в деле воспитания становится важным то, что окружает ребенка: школа, общество, поступающая информация.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность и т.д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни. Этим проблемам в гимназии уделяется большое внимание. Гимназия меняет детей в лучшую сторону, но всё же, детские проблемы остаются.

Справляться с ними (проблемами) ребятам помогает наставник – духовник гимназии, протоиерей Андрей Константинович Преображенский. Отец Андрей учебный день начинает с молебна (все гимназисты и учителя собираются в молебном зале, читают и поют молитвы). Каждое утро читается дневное Евангелие и произносится проповедь на него. Так ученики получают благословение на грядущий день. Отец Андрей для ребят друг и доверенное лицо, помогающее им разобраться в жизненных проблемах, он решает конфликты в классах, сложные ситуации во взаимоотношениях ребят, родителей, педагогов. Перед большими праздниками Рождеством и Пасхой отец Андрей готовит детей к исповеди и причастию. Гимназисты имеют возможность попросить благословения, исповедаться, причаститься; знают, что за них молятся. Церковная молитва и причащение Святых Христовых Тайн благодатно влияют на душу ребёнка и помогают правильному духовному росту маленького человека. В большие праздники все дети ходят в храм на всенощную. Есть гимназисты, которые любят ходить в храм в субботние и воскресные дни, во время каникул, они прислуживают в алтаре, помогают убираться.

В основу федерального государственного стандарта общего образования Российской Федерации положена Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Приоритетным становится не приобретение знаний, умений и навыков, а развитие ценностно-смысловой сферы личности. Решение этой задачи возможно только во взаимодействии семьи, школы, церкви».

Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом, и Церковь веками служила опорой школе и семье.

Поэтому и сегодня Церковь, семья и школа, помогая друг другу, должны решать самую трудную задачу – задачу правильного воспитания детей. Церковь учит детей чтить отца и мать, дорожить семьёй, свято чтить её устои, а в школе прилежно учиться, потому что обучением умножаются таланты, данные от Бога. В свою очередь, семья должна воспитывать чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания и навыки к дальнейшей успешной жизни. В программе духовно-нравственного воспитания учащихся большая роль отведена работе с родителями. Священники и педагоги стараются установить крепкие связи между церковью и семьёй для лучшего религиозного воспитания ребёнка, разъясняют христианские принципы и нормы поведения родителям. Школа же, дающая детям духовно – нравственное воспитание, призвана помогать семье, воспитывать молодое поколение добрыми сынами и дочерьми Церкви и Отечества.

И здесь есть свои проблемы: они кроются не только в содержании образования или формах и методах обучения, одна из проблем – в личности учителя, его профессионализме и нравственности. Преподавательский коллектив гимназии неоднороден по духовному опыту: часть преподавателей воспитаны в Православии, а многие пришли в Церковь недавно, но всех объединяет одно: научить детей добру. Поэтому все педагоги сами стараются соблюдать Закон Божий и требуют его соблюдения от своих учеников.

В Концепции нашего общеобразовательного учреждения сформулировано: «Православное воспитание учащихся является приоритетной целью Гимназии, ради которой она и существует. Православное воспитание в первую очередь является нравственным воспитанием. Оно ориентировано на моральный рост личности…»[2].

Цель воспитательной работы гимназии: создание условий для становления духовно-нравственного человека с позитивной жизненной позицией: преодоление эгоизма, достижение доверия, взаимопомощи, терпимости, жертвенности.

Основными задачами гимназии являются: совершенствование воспитательной работы в гимназии, направленной на воспитание учащихся в духе православных традиций; внедрение православного компонента в общеобразовательные дисциплины начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация методической работы по совершенствованию профессиональных навыков педагогов.

Есть определённые границы, ниже которых человек опускаться не может, иначе он потеряет человеческий образ. Ребёнок обязан иметь минимум благодарности, честности и трудолюбия, что предполагает Закон десяти заповедей. Задача учителя помочь ребёнку сделать шаг ко Христу и помочь родителям вырастить порядочного в ветхозаветном смысле человека.

Цель религиозного воспитания заключается в поощрении и усилении у человека склонности к набожности, чтобы он понимал и осознал назначение религии в жизни.

Много полезного здесь даёт внеклассная и внешкольная работа. Праздники гимназии тесно связаны с литургической жизнью Церкви. Рождество и Пасха всегда в центре Праздников учебного года, они торжественно празднуются в гимназии с молебном, детским концертом, духовным хором (в гимназии ведёт работу хор «Благовест»). У нас особо почитаются Богородичные праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение. Кроме них проводятся праздничные мероприятия и в дни памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, мученицы Татьяны, преподобного Алексия человека Божия, в Неделю жен мироносиц.

Воспитательное пространство не замыкается в стенах гимназии. Учащиеся устраивают концерты не только для себя, своих родителей, но и посещают Дом милосердия в Городне, детский приют в Редкино. К этим дням проводятся акции милосердия, изготавливаются подарки. Ведёт работу газета «Благовест», материалы школьной жизни публикуются на гимназическом сайте.

Государственные праздники патриотического характера также отмечаются в гимназии. Проводятся общешкольные мероприятия в дни гражданских праздников: День народного единства (4 ноября, Казанская икона Божьей Матери), День Победы (9 мая). Вошло в традицию проводить патриотические акции по уходу за памятниками погибшим воинам около д. Смолино, п. Редкино, в селе Городня. Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.

Проводятся открытые уроки с обязательной демонстрацией преподавания гимназического компонента.

Дети принимают участие в международных конкурсах детского творчества (таких как « Красота Божьего мира», кинофестиваль для детей, юношества и семьи «За Веру и защиту Отечества»); школьных, районных, региональных конкурсах и акциях, таких как «Кормушка для птиц», «Альтернативная новогодняя ёлка».

Увлекательная часть гимназической жизни – паломничества. Дети посетили храмы Твери, Старицы, Торжка, побывали в Нило-Столобенской пустыни, Троице-Сергиевой лавре, в Радонеже, в Боровском монастыре Калужской области, в Оптиной Пустыни, в Москве. Частые гости мы в селе Завидово. Традиционно дети ездят туда во время рождественских каникул, на масленицу и Пасху. Ребята часто отправляются в паломнические поездки с родителями.

Гимназия проводит ряд мероприятий инициируемых департаментом образования Тверской области: День матери, День Земли, День здоровья, День ребенка (1 июня – День защиты детей).

У нас созданы условия для общения, творчества и самореализации детей, для развития талантов, дарованных Богом. Наша гимназия – это центр духовно – нравственного воспитания и образования. Она выполняет важное дело, в том числе и социальное служение, через приобщение к православным традициям детей. Часто к гимназистам приезжают гости. Ими являются священники, руководители района, области, представители правительства РФ, студенты Тверского музыкального училища, учащиеся других школ района, области, страны и т.д. Они проводят мастер - класс с учащимися.

Традиционными стали православные детско-юношеские сборы семейного типа «Фавор». Целью «Фавора» является приобщение детей к духовным ценностям малой родины, Тверской земли, и, как следствие, к духовным ценностям России и русского народа. Здесь воспитывается чувство коллективизма, навык общения не только со сверстниками, но и со старшими педагогами и родителями в условиях не только доброжелательной атмосферы, но и строгой дисциплины.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в Городенской Православной гимназии разработан план внеурочной деятельности по разным направлениям и одно из них духовно-нравственное, которое предназначено для воспитания детей в духе отечественных православных традиций.

Внеурочная деятельность в гимназии является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. По этому направлению разработана программа кружков «Основы христианства в искусстве». Его цель: создать условия для формирования творческой личности ребёнка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России; познакомить с основами христианской веры. Целью кружка «Православная этика» является расширение понятий христианского взгляда на весь процесс мироздания в зависимости от возрастных групп. А также приобретение и укрепление знаний по христианской психологии личности человека, а это значит, что добродетель должна стать ведущей чертой характера личности, растущей в стенах гимназии. Ведёт работу театральный кружок, руководитель которого вводит в программу материал духовно – нравственного (православного) воспитания. Каждый учащийся сможет проявить себя и участвовать в общем деле. Постоянно проводится творческий отчёт работы кружка перед учащимися гимназии и родителями.

Реализация поставленных целей и задач этих программ позволяет воспитывать уважительное отношение к православию, обогащает нравственно – этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; развивает неравнодушное отношение к своим жизненным проблемам и проблемам других людей, умение сочувствовать человеку; обогащает знания традиций своей семьи и гимназии, воспитывает бережное отношение к ним.

Таким образом, опираясь на опыт нашей работы, мы разработали рекомендации, которые помогут в работе по религиозному воспитанию.

1. Приложите усилия к правильной организации порядка жизни: начиная от режима дня и гигиены и кончая воцерковлением быта.

2. Регулярно посещайте богослужения и максимально участвуйте в Таинствах. Прививайте ребенку ощущение естественности и необходимости этой стороны жизни желательно как можно раньше.

3. Нужно не только учить молиться детей, но в первую очередь – учить молиться самих себя, учиться искренне и внимательно предстоять пред Господом в молитве общей и в молитве сокровенной.

4. Принимайте от своего ребенка все то, что он делает в меру своих сил и не требуйте от него чего-то свыше его сил. 

5. Не заставляйте его совершать грехи, не побуждайте к непокорности 

6. Не говорите лжи и не совершайте на его глазах легкомысленных поступков.

7. Создайте благоприятные условия в семейном и школьном кругу детей.

8. Помогайте детям в выборе и оценке телепрограмм, музыки, радиопередач, книг и журналов.

9. Разъясняйте христианские принципы и нормы поведения.

 

По вопросам религиозного воспитания мы можем порекомендовать следующую литературу:

1. Бородина А.В. «Основы православной культуры».-М., 2004г.

2. Блонский П.П. «Введение в дошкольное воспитание».-М., 1974г.

3. Василевская В.Я. «Учение Ушинского о воспитании».-М.1993г.

4. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Под редакцией Степановой Е.Н. –М., ТЦ «Сфера», 2001г.

5. «Духовные истоки воспитания» Православная культура в школе. Альманах №1, 2002г.

6. Зеньковский В.В. «Педагогика». – М., 1996г.

7. Зеньковский В.В. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии».- Клин, 2002г.

8. Каледа Глеб « Домашняя церковь».- М.,1997Г

9. Куломзина С.С. «Наша Церковь и Наши дети».- М.,1994г.

10. Сосунцов У.Ф. «Религиозно -нравственное воспитание в школе».-Казань, 1913г.

11. Стрижёв А.Н. «Школа православного воспитания».- М., 1999г.

12. Стрижёв А.Н., Фомин С. «Опыты православной педагогики ».- М., 1993г.

13. Сурова Л.В. «Православная школа сегодня».- Изд-во Владимирской епархии,1999г.

14. «Церковь, дети и современный мир».- С.-Петербург,1997г.

В заключении приведём слова св. Тихона Задонского: «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую» [3].

 

Список литературы.

  1. Воскресная газета «Покров» №9, сентябрь. 2009.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания Городенской Православной гимназии.
  3. А.Стрижёв , С.Фомин «Опыты православной педагогики», М.: «Молодая гвардия»,1993г., с.110. 201.
  4.  План воспитательной работы НОУ Городенской Православной гимназии.
  5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся НОУ Городенской Православной гимназии.
  6. Рабочие программы внеурочной деятельности НОУ Городенской Православной гимназии.