Историческая справка
Объект: Церковь Рождества Богородицы в селе Городня Конаковского района Тверской области.
Краткая характеристика памятника:
Памятник архитектуры в селе Городня, сооружена в центре древнего города Вертязина во второй половине 14 века, в 1412 пострадала от пожара, При тверском князе Борисе Александровиче отстроена заново на старом подклете. Церковь белокаменная, 4-столпная, 3-апсидная, первоначально имела позакомарное покрытие, над которым возвышался световой барабан, увенчанный шлемовидной главой. Оконные проемы обрамлены узким белокаменным валиком и имеют многолопастные завершения, перспективные порталы отличаются своеобразием трактовки деталей. В 1745 перестроена: изменено завершение, пристроены кирпичная трапезная и колокольня.
Вскоре после завершения строительства трапезной с пределом и колокольней в церкви был возведен главный иконостас. Во время пожара в 1801 г. иконостас был вынесен, в результате чего была частично утрачена резьба нижнего яруса и окантовка икон. В 1803 г. с ликвидацией последствий пожара и с восстановлением утраченных деталей, иконостас церкви вновь освятили, "...ремонты производились в 1829, 1849, 1885, 1894, 1901 гг. Период с 1885 по 1901 гг. наиболее вероятный отрезок времени, когда иконостас приобрел тот вид, в котором он сохранился к моменту начавшейся реставрации в 1970 гг" Иконостас церкви Рождества Богородицы - один из уникальных памятников Тверского края, полностью сохранивший свою первоначальную композицию и большую часть декоративного убранства. Стилистическое единство исполнения резьбы иконостаса и формы икон позволяют предполагать одновременное их исполнение.
Иконостас в основном сохраняет черты барокко, дополненные в разные годы классическими деталями декора и элементами более поздней накладной резьбы в неорусском стиле. Композиционно "иконостас построен по принципу трехпролетной пирамидальной триумфальной арки с ярко выраженной центральной осью, подчеркнутой царскими вратами с пропильным "розаном" над ними; многообломными арками, являющимися продолжением карнизов, двумя иконами, имеющими полуциркульное завершение, установленными друг над другом, чьи размеры больше остальных икон иконостаса; и, наконец, венчающим крестом, укрепленным на сфере. По сторонам от царских врат -проходы в жертвенник и диаконник, выполненные в виде высоких дверей с полуциркульным завершением. Плоскость иконостаса расчленена на четыре яруса, в которых помещены иконы местного, праздничного, апостольского и пророческого чинов".
Конструкция иконостаса состоит из 6 деревянных сосновых стоек, поверх которых укреплена рельефная и сквозная орнаментальная резьба. "Горизонтальное поярусное членение осуществлено многообломными карнизами, с широкими выносами, образующими своеобразную полку, на которой установлены декоративные ажурные гребни".
Иконы обрамляют картуши усложненной формы, с накладной резьбой ввиде стилизованных листьев пальмы с перехватами, капителями, розетками. Резьба, по мнению реставраторов, несет черты творчества местных артелей резчиков, стремящихся повторить столичные образцы. "Несколько упрощенная трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, свето-тональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль".
Иконы главного иконостаса выполнены в 40-х гг. XVIII в. по заказу владельца села помещика П. А. Бема. Большинство икон написано в традиции барокко, яркими контрастными цветами с привнесением позолоты и серебрения. Тонкая миниатюрная живопись со множеством декоративных различных деталей, фрагментов убранства и быта выражает стремление к повествовательности.
Царские Врата выполнены одновременно с иконостасом в 1740 - 1745 годах... Высокое качество художественного исполнения было подмечено еще в прошлом столетии выдающимся русским драматургом- А.Н. Островским, который, посетив церковь, записал: "Замечательные Царские Врата, вероятно, современные постройке ". Это уникальное произведение резьбы по дереву. Двустворчатые, с горельефным орнаментом, резьбой, головками херувимов и фигурами сидящих евангелистов, тщательно проработанных.
В результате ремонтов и переделок 18-19 веков растесаны окна, уничтожена фресковая роспись 15 века (ее фрагменты сохранились на внутренних откосах некоторых окон). Часть фрагментов
фресок, сбитых со стен в 18 веке, находится в Тверской областной картинной галерее. В 1968-81 церковь реставрирована, ныне она единственно сохранившееся в полном объеме сооружение конца 14 - начало 15 веков на территории Тверской области.
Работы производились под авторским надзором архитектора Б. Л. Альтшуллера стараниями настоятеля храма протиерея А. А. Злобина.